eng
29 октября 2009
О перспективах ГЛОНАСС в России и мире (интервью с Генеральным директором ОАО «Навигационно-информационные системы» & ООО «M2M телематика» Гурко А.О.)/ GPSClub.ru

На вопросы GPS Клуба отвечает Гурко Александр Олегович, генеральный директор ОАО «Навигационно-информационные системы» & ООО «M2M телематика».

GPS Клуб. Александр Олегович, разрешите поздравить Вас от имени GPS Клуба с назначением на должность генерального директора ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС), первого федерального сетевого оператора ГЛОНАСС.

Александр Гурко. Спасибо.

GPS Клуб. Без веры в будущее ГЛОНАСС, как мне кажется, трудно было бы согласиться на эту должность. Вы считаете, что ГЛОНАСС сможет занять достойное место среди других спутниковых навигационных систем: Navstar(GPS), GALILEO, BEIDOU?

Александр Гурко. На сегодняшний день космическая группировка ГЛОНАСС насчитывает 19 постоянно функционирующих аппаратов и полностью покрывает территорию России. В 2009-2010 годах планируется довести количество спутников до 24-х а, возможно, 30 аппаратов, обеспечив покрытие в глобальном масштабе. Казалось бы, есть все возможности для того, чтобы ГЛОНАСС, как реальная альтернатива GPS, стал по-настоящему глобальной технологией и распространился по всему миру. Однако этого не происходит. Время для активного распространения ГЛОНАСС было упущено по причине отсутствия конкурентоспособных чипсетов ГЛОНАСС/GPS. Чтобы догнать GPS, нам необходимо развиваться еще быстрее (имею в виду наземную инфраструктуру, продукцию для массовых потребителей). Российский рынок ГЛОНАСС не сформирован, поэтому продукты на основе наших технологий появляются здесь гораздо медленнее, чем GPS. Не говорю уже о продвижении на мировые рынки, где степень информированности о ГЛОНАСС почти нулевая.

GPS Клуб. Так Вы считаете, что время для захвата и удержания российского и зарубежных рынков окончательно упущено?

Александр Гурко. Нет, благодаря финансовому кризису, как ни парадоксально это звучит, у ГЛОНАСС появился шанс. В связи с финансовой нестабильностью развитие NAVSTAR(GPS), GALILEO, BEIDOU замедлилось. Российская навигационная система может наверстать упущенные два-три года и закрепить свои позиции не только в России и странах СНГ, но и на мировом рынке. Но для дальнейшей популяризации ГЛОНАСС необходимо коренным образом изменить темпы внедрения наших технологий в России и за рубежом. Если мы будем продолжать идти прежним курсом, существование ГЛОНАСС ставится под сомнение.

GPS Клуб. Но рано или поздно все кризисы заканчиваются…

Александр Гурко. Вот именно, и может закрыться «окно» возможностей для развития, а это не более трех-четырех лет до начала активного продвижения систем GALILEO, BEIDOU. Нам необходимы активные и быстрые действия: во-первых, по созданию конкурентоспособных чипсетов ГЛОНАСС/GPS, а также продуктов на их основе, а во-вторых - по созданию рынков сбыта устройств и систем на основе технологий ГЛОНАСС для массового применения.

GPS Клуб. Вы хотели привести аргументы, с чего бы вы хотели начать?

Александр Гурко. Небольшой экскурс в историю… Сигнал GPS открыт с 1983 года для потребителей во всем мире. Десятки тысяч частных компаний, подчеркиваю, во всем мире (не только и не столько в Америке), включились в процесс разработки и развития навигационных технологий на базе GPS. Более 20 лет навигационная система GPS совершенствовалась, формировался рынок. Чем более массовым становился рынок потребления GPS, тем выгоднее становилось развивать технологии, так как инвестиции окупались достаточно быстро. В итоге, было создано доступное по цене оборудование для GPS-навигации - авто и носимые навигаторы, навигация стала доступна массовому потребителю. А в основе дешевого оборудования лежит разработка и производство дешевых GPS-чипсетов с малым энергопотреблением, которые сегодня встраиваются практически во все виды мобильных (носимых) устройств: телефоны, смартфоны, фотоаппараты и т.п.

GPS Клуб. Тысяч компаний?

Александр Гурко. Это в начале развития. Сейчас в мире более миллиона компаний различного размера в сфере спутниковой навигации, картографии и т.п.

GPS Клуб. Вы считаете, вложения в GPS окупились?

Александр Гурко. Безусловно. Система GPS, как я уже сказал, коммерциализировалась более 20 лет на пустом рынке. Это было сложно и дорого, так как приходилось формировать спрос и обучать пользователей. Однако уже более 8 лет рынок быстро растет, а GPS разработчики получают максимум дивидендов. В целом, нужно сказать спасибо GPS за создание навигационного рынка.

GPS Клуб. Мы знаем, что в России сигнал тоже открыт. Когда же можно ждать эффекта?

Александр Гурко. Об этом и речь - в России. Это лишь 1% мирового рынка и занят он уже более дешевым GPS, который, естественно, и выбирает потребитель. Наземное ГЛОНАСС-оборудование оказалось в замкнутом круге – нет массового рынка, есть сильный конкурент, вложения в технологии для бизнес-структур являются сверхрискованными. Иными словами, стимула к развитию нет. Оборудование остается дорогим, его мало покупают, следовательно, рынок не развивается. Дешевые ГЛОНАСС/GPS чипсеты до сих пор не появились.

GPS Клуб. Т.е. основой для распространения технологии ГЛОНАСС являются чипсеты?

Александр Гурко. Совершенно верно. Основой всех продуктов на базе ГЛОНАСС является линейка конкурентоспособных по цене, качеству и функционалу чипсетов различного назначения. Развитие чипсетов ГЛОНАСС/GPS/GALILEO, а также устройств и систем на их основе, можно обеспечить только при нарастающих объемах производства – несколько миллионов в год. Необходима реализация проектов, обеспечивающих создание рынка сбыта для такого объема чипсетов.

GPS Клуб. Как Вы считаете, сможет ли частный бизнес создать конкурентоспособный чипсет?

Александр Гурко. Бизнес заинтересован в развитии и продаже навигационных продуктов с большой добавочной стоимостью (услуги, навигационная информация, абонентские устройства, интегрированные системы, сервисные услуги, картография и т.п.), в которых прибыль больше, и доля ГЛОНАСС стремится к долям процента. Большинство указанных продуктов может развиваться и на основе GPS, т.е. реально коммерциализации ГЛОНАСС не происходит. Бизнес объективно не мотивирован в этом и просто использует бренд ГЛОНАСС для продвижения своих продуктов на регулируемый рынок для собственного пиара (ГЛОНАСС-карты, ГЛОНАСС-навигаторы, ГЛОНАСС-ошейник и прочие фантомы).

GPS Клуб. Бизнес по созданию чипсетов нерентабелен?

Александр Гурко. Совершенно верно. Разработка и производство чипсетов ГЛОНАСС/GPS не является рентабельным и масштабным бизнесом в условиях несформированного рынка сбыта, однако без развития таких чипсетов невозможно создание продуктов на основе ГЛОНАСС и дальнейшее распространение технологии.

GPS Клуб. Вы говорили о распространении технологий ГЛОНАСС в мировом масштабе…

Александр Гурко. Локальные технологии и стандарты не выживают в современном мире. Дело в том, что мер по стимулированию применения ГЛОНАСС в РФ также недостаточно. Оснащение нескольких сот тысяч единиц государственного и муниципального транспорта не решает задачи создания массового рынка и удешевления чипсетов. Выход на мировые рынки, развитие технологий крупными мировыми игроками и консолидация российских компаний, работающих на рынке навигационных услуг, устройств, систем и прочих продуктов, – объективная необходимость для развития и конкуренции.

GPS Клуб. Почему же этого не происходит?

Александр Гурко. Есть проблемы. Российские разработчики чипсетов и некоторые ведомства не заинтересованы в развитии зарубежных продуктов на основе ГЛОНАСС, как конкурентов. Такая недальновидная позиция противоречит государственным задачам по распространению российских технологий и стандартов в мире. В результате, замедляется развитие российских компаний в долгосрочной перспективе, что, в свою очередь, не позволяет создавать масштабный рынок сбыта для устройств на базе ГЛОНАСС. Необходима открытая и активная политика стимулирования зарубежных компаний к развитию ГЛОНАСС-продуктов при разумной и сбалансированной степени протекционизма российских компаний.

GPS Клуб. Т.е вы считаете, ГЛОНАСС нуждается в государственной поддержке?

Александр Гурко. Во всем мире принято поддерживать новые технологии. В США есть программа 911, в соответствии с которой каждый мобильный телефон должен иметь спутниковую навигацию. Есть социальная направленность – каждый звонок в службу спасения автоматически фиксирует точное местоположение звонившего, независимо от того, в состоянии ли человек говорить, или объяснить, где он находится. Для многих это может оказаться вопросом жизни и смерти. За гуманитарной составляющей этого проекта есть и сугубо практичная правительственная поддержка распространения технологии. По оценкам эта программа обеспечивает сбыт не менее 30-40 млн. GPS чипсетов в год.

GPS Клуб. С Соединенными Штатами - понятно, это их система. Что же в других странах? Учитывается ли их опыт?

Александр Гурко. Да, и этот опыт как раз можно распространить на Россию, например, проект eCall в Европе. Его еще иногда называют е112. Суть проекта в том, что телематический терминалы устанавливаются на абсолютно все транспортные средства, основная цель или функция которых состоит в автоматическом оповещении служб спасения об автомобильных авариях. Есть понятие «золотого часа», в течение которого оказание медицинской помощи может существенно снизить количество летальных исходов. И чем раньше информация о трагедии попадет в центр спасения, тем больше шансов сохранить человеческую жизнь. Как ни цинично это звучит, но аналитики полагают, что европейцы сознательно не форсируют развитие eCall в связи с задержкой в развертывании системы GALILEO. Проект eCall создаст массовый рынок для технологий на базе GALILEO, порождаемый этим проектом рынок - десятки миллионов чипсетов в год на базе Galileo/GPS. К настоящему моменту были проведены только тестовые проекты.

GPS Клуб. И насколько удачны были эти пилотные проекты eCall?

Александр Гурко. В целом, вполне удовлетворительны. Европейцы много времени тратят на согласования, ведь Европа еще не так объединена, как кажется. В свое время мы пришли к очень интересным выводам относительно тестового - пилотного проекта eCall в Финляндии. Создание системы в рамках маленьких стран, например, в той же Финляндии, невозможно. Здесь нет достаточного масштаба, массовости, чтобы терминалы, устанавливаемые на автомобили, стали дешевыми. А без существенного снижения цены на терминалы, стоимость системы для потребителей оказывается неприемлемой. Вывод – нужен рынок больших стран, таких как Германия, Франция, а лучше всей объединенной Европы, чтобы обеспечить массовость для создания доступного оборудования.

GPS Клуб. И чему мы можем научиться на этом примере?

Александр Гурко. Это лишь подтверждает наш основной вывод – только проекты, которые могут создать массовый рынок в России на первом этапе и распространятся в других странах на втором, дадут возможность ГЛОНАСС стать глобальным мировым стандартом. Есть, конечно, и другой практический опыт по функционированию системы, который нужно изучать.

GPS Клуб. Какие же это могут быть проекты?

Александр Гурко. Сейчас в России прорабатывается проект Экстренного Реагирования на Аварии – ЭРА ГЛОНАСС (по сути, аналог eCall). На основе ГЛОНАСС оборудования, естественно. ГЛОНАСС-технологии будут использоваться для спасения жизни российских граждан. На самом деле, трудно придумать более благородную цель, и одного этого должно быть достаточно для продвижения проекта. В данном случае интересы общества совпали с интересами развития технологии. Только проекты с важной идеей и такого масштаба дадут рынку достаточный толчок для эффективного развития ГЛОНАСС-технологий.

GPS Клуб. Какого эффекта можно ожидать от такого проекта?

Александр Гурко. Экономисты часто просят посчитать, сколько денег принесет тот или иной проект. Хочется ответить вопросом на вопрос – сколько стоит человеческая жизнь, как ее можно оценивать в рублях. В одном из описаний Австрийского пилотного проекта, мы встретили цифру – австрийцы при разворачивании системы eCall говорят, что смогут сохранить 50 жизней в год, и ради этого готовы идти на существенные затраты. В России гибнет более 30 тыс. человек, сколько из них можно спасти? Оценки специалистов дают около 30%, которым ЭРА ГЛОНАСС может дать шанс.

GPS Клуб. По проекту Эра ГЛОНАСС планируется оснащать только автомобили?

Александр Гурко. На втором этапе планируется использование ГЛОНАСС/GPS-технологий в мобильных телефонах, смартфонах и пр., с теми же функциями – сигнал в службу спасения вместе с информацией о позиционировании. Кроме этого, в разработке находится проект «Социальный ГЛОНАСС» для людей с ограниченными возможностями. Знаю, спросите, кто выиграет от этого проекта - это и люди с ослабленным зрением, которым система может помочь ориентироваться на улицах и даже между населенными пунктами, и престарелые люди, за которыми, в силу их возраста, уже нужен присмотр и контроль их местонахождения, и дети, по тем же причинам.

GPS Клуб. Очень интересный проект, Вы нам должны больше о нем рассказать.

Александр Гурко. Обязательно, но в следующий раз.

GPS Клуб. Резюмируя наш разговор, какие шаги, на Ваш взгляд, должно предпринимать государство для того, чтобы ГЛОНАСС- технологии вошли в жизнь россиян и в другие страны мира?

Александр Гурко. Во-первых - это масштабные проекты в 2010-2014 гг. (например, ЭРА ГЛОНАСС) по созданию рынка сбыта в РФ, странах СНГ. Во-вторых - продвижение ГЛОНАСС за рубежом параллельно со стимулированием разработки линейки чипсетов ГЛОНАСС/GPS несколькими российскими и зарубежными компаниями на условиях открытости и создания ГЛОНАСС-партнерства. В-третьих - активное участие РФ в различных международных проектах в сферах применения спутниковой навигации, прежде всего в вопросах обеспечения транспортной безопасности.

GPS Клуб. Спасибо. Ждем Вас в гости в следующий раз…

Беседовал Виктор Зорин, GPS Клуб, Директор

GPSClub.ru